Подростков 11-14 лет часто называют трудными, и вообще этот период считается возрастом 2-го кризиса. Основная причина – физиологический дискомфорт из-за активной перестройки растущего организма, что влечет за собой психологические срывы. Ребятам свойственны:
- тяга к романтике и самоутверждению, выяснение своих возможностей и способностей иногда на грани риска;
- частая смена настроения, беспричинная обида, грусть, слезы;
- повышенно эмоциональная реакция даже на незначительные события;
- стремление к установлению дружеских связей с ребятами своего или старшего возраста, вхождение в неформальные группировки;
- отстаивание, иногда бессмысленное, своей позиции, в том числе неверной;
- падение авторитета взрослых, мнением которых пренебрегают в пользу сверстников;
- демонстративно пренебрежительное или снисходительное отношение к младшим, а также представителям противоположного пола, что является признаком пробуждения интереса.
Как следует обращаться с подростком:
- помните, что подросток по-прежнему нуждается в Вашем участии, но уже в качестве партнера, поэтому разговаривайте с ним на равных, в том числе совместно планируйте семейный бюджет, способ проведения досуга и пр.;
- выделяйте деньги на карманные расходы;
- в конфликтных ситуациях высказывайтесь после ребенка, причем выслушивайте его, а не просто слушайте, что и как он говорит;
- объясните, что поступки, как правило, влекут за собой последствия, поэтому надо соотносить одно с другим;
- учите ребенка достойно переносить огорчения, неприятности и потери, разъяснив необходимость тех или иных ограничений, в том числе в семье;
- будьте бережны к зарождающимся чувствам, подчеркните необходимость взвешенного выбора друзей и подруг, обозначив рамки допустимого и неприемлемого во взаимоотношениях между людьми.
Никогда
- не допускайте как неуважения к себе со стороны подростка, так и грубости по отношению к нему;
- не требуйте немедленного и слепого послушания, не применяйте угроз и не унижайте детей;
- не начинайте разговоры с обвинений и не перебивайте, когда ребенок объясняет свои поступки;
- не подкупайте подростка и не выдавливайте силой обещание не делать того, что вам не нравится;
- не отступайте от введенных в семье правил и традиций, разве что в необычных случаях;
- не ревнуйте сына или дочь к друзьям, привечайте их в своем доме и старайтесь познакомиться поближе;
- не давайте негативную оценку объекту внимания подростка, даже если выбор пришелся Вам не по душе.
В 15-18 летнем возрасте молодые люди уже пытаются определиться по многим важным позициям:
- их дружеские связи становятся крепкими и могут сохраниться до конца жизни;
- в учебной деятельности начинают проявляться профессиональные склонности и интересы;
- взрослые вновь становятся значимыми фигурами, но уже в зависимости от личностных качеств;
- большое значение придается поиску объектов подражания и поклонения;
- интимные переживания приобретают главенствующую роль и могут на время затмить все остальные интересы и увлечения.
Как следует с ребенком обращаться
- делитесь с ними удачами, успехами и проблемами, спрашивайте совета;
- давайте в доме пристанище ребенку и его компании;
- будьте готовы к тому, что Ваш повзрослевший ребенок вступит в интимные отношения или приобретет вредные привычки;
- в случае возникновения серьезных проблем, помогайте своим детям найти выход, убеждайте, что есть люди с другими, предпочтительными интересами;
- доказывайте ребенку, что он(а) обладает хорошими качествами, которые следует активно развивать.
Никогда
- не навязывайте свою волю в выборе друзей, внешнего вида (прически, одежды, макияжа и пр.), определении поля деятельности для самореализации, в том числе профессиональной;
- не принуждайте сына или дочь к откровенности; если Вы не будете «давить», то они сами придут к Вам со своими проблемами;
- не делайте трагедии из получения раннего (на Ваш взгляд) сексуального опыта, а помогите справиться с постигшим разочарованием или с необходимостью прибегнуть к помощи врача.
Помните, что дети учатся жить у жизни:
Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;
если ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным;
если ребенка высмеивают, он становится замкнутым;
если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.
НО
если ребенок растет в терпимости, он учится понимать других;
если ребенка хвалят, он учится быть благородным;
если ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей;
если ребенка поддерживают, он учится ценить себя;
если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.
Каждый ребенок имеет право
- просить о помощи и эмоциональной поддержке;
- иметь собственное мнение и убеждения;
- совершать ошибки, пока не найдено правильное решение;
- говорить «нет, спасибо», «извините, нет»;
- побыть в одиночестве, даже если другие хотят его общества;
- добиваться перемены договоренности, которая его не устраивает.
Вместе с тем ребенок не обязан:
- быть безупречным на 100%;
- любить людей, приносящих ему вред;
- извиняться за то, что был самим собой;
- выбиваться из сил ради других;
- чувствовать себя виноватым за свои желания;
- выполнять неразумные требования;
- нести на себе тяжесть неправильного поведения своих товарищей.
Надеемся, что наши советы не были обременительны и навязчивы и желаем Вам успехов!