Как сделать свое обучение более эффективным

НЕСКОЛЬКО ПРАВИЛ  «КАК СДЕЛАТЬ СВОЕ ОБУЧЕНИЕ БОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНЫМ»

 Никогда не учи – похожее после похожего. То есть не следует учить друг за другом похожие предметы, например, физику не учат после математики, а литературу после истории. Ученые заметили, что лучший способ забыть все только что выученное – попытаться тут же запомнить нечто похожее.

Бороться с забывчивостью? Это нетрудно!

Запоминая материал, оглядись: где и как ты расположен в пространстве, что делает твоя левая рука, что делает правая, что расположено вокруг? Представляя потом обстановку, в которой происходило учение, можно припомнить и сам материал. Это происходит оттого, что одновременные впечатления имеют свойство ВЫЗЫВАТЬ друг друга.

Опирайся на СВОЙ ТИП ПАМЯТИ: активизируй образные представления:

«двигай», передвигай мысленно выученный материал: формулы или реакции – пусть «потанцуют»!

выделяй трудное или главное: дрУгим ЦВЕТОМ, разМЕРом;

дорисуй «рожки, усы и ножки», придумай к этому рисунку «сказку».

КАК БЫСТРО РАССКАЗАТЬ ТО, ЧТО УЧИЛ, ИЛИ ПРОВЕРЬ СВОИ ЗНАНИЯ

Построй свое сообщение по алгоритму:

ФАКТ (ЧТО ПРОИЗОШЛО?)

ПРИЧИНЫ

ПОВОД

СОПУТСТВУЮЩИЕ СОБЫТИЯ

АНАЛОГИИ И СРАВНЕНИЯ

ПОСЛЕДСТВИЯ

Кстати, у Цицерона был свой алгоритм:

Кто? — Что? — Где? – Чем? – Зачем (или Почему)? – Как? – Когда?

Конечно, не следует алгоритмы применять формально. В некоторых сообщениях ответы на некоторые вопросы могут не иметь смысла, например, при рассказе о стихийных бедствиях пункты «Кто?» или «Зачем?» не имеют смысла, и их можно пропустить.

Помни: вся информация должна восприниматься как единое целое. Так, стихотворение или параграф надо прочитывать и повторять целиком и пытаться рассказать ВСЕ СРАЗУ! Именно это помогает потом быстро восстановить в памяти ВЕСЬ материал.

ДЕЛАЕМ БЫСТРО УСТНЫЙ ПРЕДМЕТ

(учим материал одного — двух параграфов за 15 минут)

Открываем параграф в конце. Ищем проверочные вопросы, читаем, определяя необходимый для запоминания материал.

Открываем параграф на начало. Читаем название параграфа. Определяем, какая связь с предыдущим параграфом? (Обязательно!) Если предыдущий материал неясен или забыт, быстро «пробегаем» его глазами.

Читаем название (если есть) и первый абзац нового параграфа. Заранее приготовленным не остро заточенным «простым» карандашом аккуратно подчеркиваем те слова, без которых смысл абзаца теряется. Другими словами, отмечаем «опорные слова».

САМОЕ ГЛАВНОЕ – научиться находить именно те слова, последовательно произнеся которые, ты точно понимаешь, о чем идет речь.

Пример:

Текст: Кратковременная память действует до тех пор, пока ваше внимание находится в сосредоточенном состоянии, секунд 12-20. несмотря на индивидуальные различия, большинство людей могут оперировать всего семью единицами информации. Этот закон носит название Закон памяти 7±2. поскольку информация в памяти может сохраняться как отдельными единицами, так и группами, многие предпочитают группировать информацию, т.е. объединять ее в группы. Например, номер телефона 261-45-17 можно запоминать и как последовательность цифр, и как последовательность групп. Цифры 17 – год Октябрьской революции, 45 – год окончания Великой Отечественной войны. Остается запомнить три единицы информации.

Информация, которую запоминаете вы: Кратковременная память … секунд 12-20… оперировать 7±2 … группировать … номер телефона … как последовательность групп. Тут же добавляется возможность запоминания какого-либо (ЛУЧШЕ СВОЙ ПРИМЕР) телефона.

Читаем последовательно подчеркнутые нами слова, ловим смысл. Возможно, что-то подчеркнутое нами покажется лишним, захочется стереть, когда будем «обработанный» таким способом абзац перечитывать. Или, наоборот, смысл покажется неполным, придется подчеркнуть еще одно — два слова.

Читаем таким образом каждый абзац, выделяя или подчеркивая опорные слова. Все, что в тексте параграфа выделено курсивом или жирным шрифтом, подчеркиваем ОБЯЗАТЕЛЬНО, это авторы считали важным.

Периодически заглядываем в конец параграфа, если забылось, какие проверочные вопросы там прописаны. Сравниваем с главным подчеркнутым нами материалом, корректируем, если необходимо.

В ТЕЧЕНИЕ 24 ЧАСОВ (!!!) обязательно перечитайте 1 раз подчеркнутое вами в параграфе. Легко и свободно произнесите что-то особо трудное или важное.

ВСЁ! Можете быть уверены – материал параграфа вами не просто выучен, но «уложен» в мозг таким способом, что:

«вытаскивать» эту информацию вам придется недолго;

храниться она будет надежно и продолжительное время.

А еще вы сможете учить 2-3 устных предмета за ПОЛЧАСА и с высокой степенью эффективности.

ПРОСТО НАДЕЖНО ЭФФЕКТИВНО и гораздо ИНТЕРЕСНЕЙ, чем обычно

ПЕРЕД УРОКОМ – ТОЛЬКО ВЗГЛЯНУТЬ И ТЫ ВСЕ ПОМНИШЬ

ВЫГОДА ОТ МЕТОДА

Формирует привычку быстро выделять и, главное, запоминать основное и самое важное.

Обучаем сами себя, программируем мозг на запоминание яркого и ёмкого материала.

Времени требует столько же, как простое переписывание параграфа (а то и меньше!), а эффективность восприятия материала повышается в ПЯТЬ РАЗ!

Потом останется только раз взглянуть на свой лист и – чудо! – материал сам собой всплывает в голове!