Заканчивается учебный год. Наступила горячая пора – время подведения итогов – сессия. С какими результатами заканчивает год Ваш ребенок? Насколько успешно он сдаст экзамены? Как помочь ребенку в этот волнительный, а для многих и стрессовый период?
Люди научились более или менее сносно управлять гигиеной своего тела, работой мышц, мыслительными процессами; однако многие остаются по существу бессильными в сфере управления собственными эмоциями и страстями. Неспособность человека регулировать свои настроения отрицательно сказываются не только на взаимоотношениях с окружающими, но и на качестве выполнения профессиональных обязанностей.
Зачетный и экзаменационный период становятся для подростков временем острых переживаний, которые для некоторых становятся стрессовыми.
Слово «стресс» пришло к нам из английского языка и в переводе означает «нажим, давление, напряжение». Энциклопедический словарь дает следующее толкование стресса: «Совокупность защитных физиологических реакций, возникающих в организме человека в ответ на воздействие различных неблагоприятных факторов (стрессов)».
Первым дал определение стресса канадский физиолог Ганс Селье: «Стресс – это все, что ведет к быстрому старению или вызывает болезни».
Механизм реакции человека на стрессовый импульс очень сложен. Но мы все же распутаем этот клубок. Это необходимо, чтобы понять:
- почему мы реагируем на стрессовый импульс именно так, а не иначе;
- как противостоять стрессу;
- максимально смягчить его действие.
Как человеческий организм реагирует на стресс?
- Стрессы вызывают реакцию тревоги и страха. Человек сознательно или подсознательно старается приспособиться. Он либо адаптируется, обретая равновесие, либо нет. Иными словами, стресс либо достаточно долго продолжается в период ожидания экзаменов, либо возникает непосредственно перед экзаменом или на самом экзамене.
- Пассивность. Она проявляется у человека, адаптационный резерв которого недостаточен и организм не способен эффективно противостоять стрессу. Возникает состояние беспомощности, безнадежности, депрессии. Но такая стрессовая реакция может быть преходящей. Например, на экзамене ребенок взял билет, и ему кажется, что он ничего не знает, даже если он его действительно учил.
- Активная защита. Человек меняет сферу деятельности (спорт, музыка, хобби)
- Активная релаксация, которая повышает как психическую, так и физическую природную адаптацию.
Что лучше: борьба со стрессом или бегство?
Что же происходит с человеком при стрессе? Каков механизм реакции тревоги?
Информация о реакции тревоги через органы чувств поступает в мозг. В течение долей секунды через нервные окончания она передается в надпочечники. Получив сигнал SOS, они выбрасывают в кровь боевые гормоны – адреналин и норадреналин. Это приводит к напряжению мышц, появляется тревога, страх, ярость (в зависимости от ситуации), учащается пульс и дыхание, может повыситься кровяное давление. Согласитесь, в таком состоянии сложно принять обдуманное решение и хорошо сдать экзамены.
Агрессия часто появляется у студентов в предэкзаменационный и экзаменационный периоды как результат стрессовой ситуации.
Характерные особенности агрессивности подростков
в экзаменационный период.
- Часто ребенок воспринимает ситуацию экзамена как угрожающую. Например: «Экзаменатор задает дополнительные вопросы, потому что хочет меня «завалить».
- Дети настроены на негативное восприятие себя со стороны окружающих. Например: «Я экзаменатору сразу не понравился, поэтому он меня и «завалил».
- Дети не оценивают собственную агрессию как агрессивное поведение.
- Подростки всегда винят окружающих в своем деструктивном поведении.
- Дети не склонны брать на себя ответственность.
- Положительно относятся к агрессии, так как через агрессию получают чувство собственной значимости и силы.
В ответ на чувство страха, тревоги, вспышек гнева ребенок уже с 6 лет учится пользоваться защитными реакциями, чтобы скрывать или маскировать свои чувства, и продолжает так поступать в подростковом возрасте. Такие механизмы помогают нервной системе справиться с возникшим эмоциональным напряжением, но не дают решение проблемы.
Какие защитные реакции могут быть использованы подростком в стрессовой ситуации?
- Отказ (пассивный протест) – проявляется в отстранении от близких людей, отказ от пищи, в уходах из дома. Его наиболее яркие черты – заторможенность, неподвижность, слабая контактность. У подростков пассивный протест обнаруживается в немотивированном отказе от выполнения требуемых действий.
В некоторых случаях в качестве реакции на тяжелую, непереносимую обстановку подростки могут совершить попытки самоубийства (это агрессия, направленная на себя). Такие попытки могут быть совершены в том числе из-за неудачно сданных экзаменов.
- Оппозиция – активный протест подростка против требований взрослых – наблюдается при утрате или снижении внимания со стороны близких. Обычно оппозиция провоцируется обидой, неудовлетворением капризов, просьб. Дети постарше на пике вспышки агрессии способны разрушать все, что попадется под руку, могут напасть на тех, кого считают виновником своих переживаний. Такая реакция может проявиться в непонятных кражах, интересе к алкоголю, наркотикам, суицидным действиям.
- Имитация – подражание кому – либо. Чаще подростки имитируют поведение родителей, других членов семьи, взрослых или подростков из ближайшего окружения.
- Компенсация – отвлечение от основной проблемы с помощью переключения на другие успехи. Например, плохо сдал или «завалил» экзамены, «зато победил в драке», «пусть я дура, зато красивая» и т.п.
- Эмансипация – борьба подростка за самоутверждение, самостоятельность и свободу. Такая защита проявляется, когда взрослые предъявляют ему необоснованные требования, которые не соответствуют его возрасту или уровню развития. Родители часто предъявляют завышенные требования в экзаменационный период, требуя от них более высоких оценок, даже если ребенок в течение года учился слабо и посредственно.
Что делать с экзаменационным стрессом?
Есть несколько рецептов противостояния экзаменационному стрессу, которые подойдут не только подросткам, но и их родителям. Ведь взрослые тоже испытывают стресс в экзаменационный период вместе со своими уже повзрослевшими, но, все-таки, детьми.
Способы выхода из стресса:
Несколько глубоких вдохов
Мышечное расслабление
Успокаивающее действие
Отвлекающее занятие
Спорт или физический труд
Юмор
Опережение ситуации
Переоценка ситуации
Преувеличение последствий
Оказание помощи другим
Проговаривание ситуации
Мы рекомендуем:
- Полдня в неделю нужно проводить так, как вам нравится: плавайте, танцуйте. Прогуливайтесь или же просто сидите на скамейке в парке. В общем, хватит отдавать себя только обязанностям!
- Не реже одного раза в день говорите самому дорогому для вас человеку теплые слова. Не сомневайтесь, что он (она) скажет вам в ответ то же самое. В нашем суровом мире одно сознание того, что вас кто-то любит, способно защитить от тяжелых срывов.
- Два или три раза в неделю давайте себе физическую нагрузку. Упражнения не должны быть изматывающими, но если после занятий вам не понадобился душ, значит, вы что-то делали не правильно или же просто не достаточно тренировались.
- Пейте больше воды (не спиртных напитков!). Для того, чтобы поддерживать тело в хорошей форме, следует выпивать не менее 1-1,5 литра в день.
- По меньшей мере, раз неделю занимайтесь тем, что вам вроде бы «вредно». Следить за собой необходимо, но, когда это делается очень серьезно, можно опасаться того, что вы станете ипохондриком.
- Не позволяйте расхищать свою жизнь! Будет лучше, если некоторые письма останутся непрочитанными, а телефонные звонки без ответа. Бесцеремонные люди крадут часы (даже дни) вашей жизни и создают вам стрессы, заставляют вас делать то, что вам не нужно и не нравится.
- Когда вы подавлены и рассержены, займитесь интенсивной физической работой: вскопайте огород, раскидайте сугробы, переставьте мебель. Можете отправиться за город и покричать там. Подобные неадекватные поступки неплохо защищают человека от стрессов.
- Съедайте хотя бы по одному банану в день. В них практически все витамины, много микроэлементов, к тому же они обладают высочайшей энергетической емкостью.
Купите телефонный аппарат с записывающим устройством. Это позволит вам не дергаться из-за каждого звонка и сохранять действительно нужную для вас информацию.
Психологические методы саморегуляции
Саморегуляция – процесс управления состоянием своего организма самостоятельно.
Так выделяют 4 группы методов саморегуляции:
Изменение состояния при помощи управления дыханием. Поверхностное (грудное) дыхание обладает возбуждающим действием, тонизирует. Глубокое (брюшное) успокаивает, снимает напряжение.
Управление тонусом мышц. Преднамеренное напряжение и расслабление различных групп мышц.
Слово (внушение, самоприказ). Можно вслух или про себя говорить фразы позволяющие менять состояние: настроиться на дело, успокоиться, снять напряжение.
Образы (визуализация). Представление существующих ранее образов где вашему телу было хорошо, легко, спокойно. Или вымышленных образов.
Так, средством, объединяющим эти методы можно выделить аутогенную тренировку (АТ). Эта техника позволяет обеспечить быстрый и глубокий отдых. Это один из наиболее эффективных методов пробуждения внутренних ресурсов организма. АТ позволяет обрести ощущение спокойствия, комфорта, уверенности в своих силах, избавиться от страхов, снять эмоциональное напряжение, отключиться от забот и переживания негативных эмоций. Познакомиться более подробно с этим методом можно на стенде: «Информация психолога». А так же пройти восстановительную процедуру в кабинете психофизиологической разгрузки и мобилизации.
Не очень сложные приемы, согласитесь? Но следование им обязательно убережет вас от многих тяжелых стрессов и эмоционального выгорания.