Мать подростка по запятым в тексте может определить,
что что-то не так…
Школа осознанного родительства Большая Медведица
Подростки отличаются повышенной впечатлительностью и внушаемостью, способностью ярко чувствовать и переживать, склонностью к колебаниям настроения, слабостью критических способностей, эгоизмом, импульсивностью в принятии решения.
Нередки случаи, когда попытки совершить самоубийство вызывается гневом, протестом, злобой или желанием наказать себя и других.
При переходе к подростковому возрасту возникает повышенная склонность к самоанализу, пессимистической оценке окружающего и своей личности.
Эмоциональная нестабильность, часто ведущая к суициду, наблюдается у четверти здоровых подростков.
В детском и подростковом возрасте причины совершить попытки самоубийства могут быть следующие:
- Несформированное понимание смерти.
Часто в понимании ребенка смерть не означает бесповоротное прекращение жизни. Многие дети верят, что всё можно будет вернуть назад. У подростков понимание и осознание страха смерти формируется не раньше 18 лет.
2) Ранняя половая жизнь, приводящая к разочарованиям.
При этом возникает ситуация, по мнению подростка, не совместимая с представлением «как жить дальше» (потеря любимого, наступление нежеланной беременности и т.д.), т.е. происходит утрата цели.
3) Зависимое поведение (алкоголизм, наркомания).
4) Реакция протеста, особенно частым источником последней являются нарушенные внутрисемейные или внутригрупповые взаимоотношения.
5) Детская или подростковая депрессия.
Суицид – это крик души, который вовремя не был услышан окружающими и родителями.
Внимательные родители могут заметить следующие признаки готовности к суицидальным попыткам:
- Речь подростка характеризуется следующими особенностями:
- Прямо говорит о смерти как о выходе из сложной жизнен6ной ситуации: «Лучше смерть, чем …», «Я собираюсь покончить с собой», «Я не могу так дальше жить».
- Намекает о своем намерении: «Я больше не буду ни для кого проблемой», «Тебе больше не придется обо мне волноваться», «Скоро вы от меня избавитесь».
- Много шутят на тему самоубийства.
- Заинтересованность вопросами смерти: может обсуждать различные способы самоубийства.
- В поведении могут быть заметны следующие особенности:
- Раздают друзьям и знакомым ценные для себя вещи и предметы, приводят в порядок дела, мирятся с давними врагами.
- Резко меняется поведение, в том числе без видимых причин.
- Проявляют признаки беспомощности, безнадежности и отчаяния.
- В общении со сверстниками и другими людьми:
- Ни с кем не дружит или есть только один друг, чувствует себя отверженным, никому не нужным.
- Живет в неблагополучной семье, в которой часто случаются скандалы с рукоприкладством.
- Ощущает себя жертвой насилия.
- Ранее предпринимал раньше попытки суицида.
- Перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей).
- Считает себя неудачником, чересчур критичен к себе.
За любое суицидальное поведение ребёнка в ответе взрослые!
Ко всем намекам на суицид следует относиться со всей серьезностью. Необходимо помнить, что это — крик о помощи ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию, нуждающегося в помощи близкого человека.
Что необходимо предпринять родителям в ситуации возможной попытки самоубийства подростка?
- Поговорите с ребенком, задайте ему вопросы о его состоянии. Не принижайте переживания ребенка, постарайтесь с сочувствием отнестись к его чувствам.
- Пусть в вашей семье будет традиция вести беседы о будущем, строить планы. Эти беседы обязательно должны быть позитивными. Нужно вселить в подростка уверенность, показать, что он способен добиваться поставленных целей.
- Напоминайте подростку о положительных сторонах его личности, способности справиться с трудностями. Критические замечания в данном случае будут неуместны и могут способствовать усилению суицидальных мыслей и спровоцировать на действия.
- Примеры более успешных сверстников усугубят и без того низкую самооценку подростка. Можно сравнить только подростка сегодняшнего с подростком вчерашним и настроить на позитивный образ подростка завтрашнего.
- Вместе с ребенком найдите новые, интересные дела. Узнавайте что-нибудь новое, внесите разнообразие в обыденную жизнь. Например, запишитесь в тренажерный зал или найдите новые прогулочные маршруты, съездите в выходные на увлекательную экскурсию; придумывайте новые способы выполнения домашних обязанностей. Можно завести домашнее животное – собаку, кошку, хомяка, попугаев или рыбок. Забота о беззащитном существе может мобилизовать подростка и настроить его на позитивный лад.
- Подростку необходимо соблюдать режим дня. Необходимо проследить за тем, чтобы он хорошо высыпался, нормально питался, достаточно времени находился на свежем воздухе, занимался подвижными видами спорта. Депрессия – психофизиологическое состояние. Необходимо поддерживать физическое состояние подростка в этот период.
- Обязательно обратиться за консультацией к специалисту – психологу, психотерапевту, или по телефонам доверия:
- Общероссийский единый детский телефон доверия
+7 (800) 200 – 01 – 22
- Телефон доверия для взрослых
+7 (384) 371 – 30 – 64
- Телефон доверия для детей и подростков
+7 (800) 200 – 01 – 22
- Телефон экстренной психологической помощи
+7 (384) 662 – 16 – 16
- Телефон доверия по вопросам кризисной и незапланированной беременности
+7 (800) — 200 – 05 – 07
- Телефон доверия
+7 (384) 357 – 42 – 22
- Всероссийский телефон доверия для женщин, пострадавших от насилия
+7 (800) 700 – 06 – 00
- tyneodin.online Ты не один
8 – 800 – 250 – 72 — 12